«Молчание ребят» (или Что делать с ребенком с задержкой речи?)

Полезные советы 

С каждым годом в России все больше и больше детей с физическими и психическими отклонениями в развитии. Немало среди них дошкольников с задержкой речевого развития (ЗРР). Их можно встретить везде: на улице, в автобусе, в магазинах. Это дети 3, 4-х и даже 5 лет, которые молчат или говорят на «иностранном» языке.

Специалисты связывают это с такими явлениями, как наследственные заболевания, родовые травмы, неправильное внутриутробное развитие, перинатальные поражения центральной нервной системы, минимальная мозговая дисфункция, внутриутробные инфекции, недостаток кислорода у плода, хронические заболевания матери, обвитие младенца пуповиной, узость таза роженицы, преждевременный отход околоплодных вод, затяжные или стремительные роды, заболевания ребенка до года, и многими другими. К задержке речи могут привести также и причины иного характера: плохая экология, повышенная тревожность беременной, неблагоприятная атмосфера в социуме, отсутствие эмоционального контакта родителей с ребенком, неправильный образ жизни мамы и папы, психологические травмы детей, изъятие из семьи, развод родителей, переезд в другой город и т.п.

Также ребенок может не говорить из-за мутизма или аутизма. В первом случае ребенок сознательно отказывается от речи. Мутизм может развиться в случае, если родители опережают мысли и желания ребенка, то есть в результате неправильно организованной семейной среды. Есть мутизм избирательного характера, когда маленький общается только с близкими, а в детском саду (или других местах) отказывается идти на контакт. Аутизм несколько иное заболевание, ребенок эмоционально «закрыт для мира», в следствии нарушения развития головного мозга, в младенческом возрасте он не гулит, очень спокоен, не жаждет общения, избирателен к игрушкам (как правило, выбирает одну, максимум две), не любит посторонних звуков и т.д.

Ежегодно речевые отклонения у детей растут и усложняются, и современные дошкольники нуждаются в особенной работе родителей, врачей и педагогов. Психологи и логопеды советуют родителям обращать внимание на развитие своего ребенка, к примеру, уже в год, он должен произносить 80 слов.

К кому обращаться

Если родители заметили отклонения в речевом развитии ребенка до 3-х лет, то сначала конечно, нужно обратиться в Детскую поликлинику и посетить невролога, логопеда и лора. В случае огромной очереди к специалистам записаться в платную клинику.

Если ребенок с ЗРР уже ходит в детский сад, важно, чтобы его водили в логопедическую группу, но прежде нужно пройти медико-педагогическую комиссию (МПК).

Про медико-педагогическую комиссию

Среди боязливых родителей ходят слухи, что если ребенок не ответит на вопросы или поведет себя на МПК как-то не так, то ему предложат покинуть сад для нормальных детей и идти в коррекционный. Это не так.

Медико-педагогическая комиссия ничем подобным не занимается. МПК проводится, как правило, на базе детского сада. Логопед, психолог и педагог «смотрят» ребенка: предлагают ему выполнить несколько заданий, например, назвать цвета, составить картинку из нескольких частей, хлопнуть несколько раз, найти и убрать лишнее и т.п. и по результатам предоставляют место в логопедической группе, либо назначают индивидуальные и (или) групповые занятия с логопедом и психологом, либо рекомендуют обратиться к городским специалистам.

Логопедические группы

По нормам в логопедической группе должно быть не более пятнадцати человек, но по факту в детских садах намного больше, в некоторых их количество достигает тридцати. В первую очередь туда принимают детей с тяжелыми нарушениями речи. Места в эту группу предоставляются по итогам МПК, но на усмотрение администрации детского сада.

Некоторые родители утверждают, что в логопедических группах много детей, которые там находиться не должны, якобы действует «блат». Причина в том, что в логопедических группах ведется усиленная подготовка к школе, поэтому родители здоровых детей стараются «запихнуть» туда свое чадо. А в итоге детям, которые действительно нуждаются в логопедической помощи, не хватает мест.

Одна заведующая детским садом, к которой я обратилась, опровергла такое мнение, сказав, что в ее учреждении все, кто прошел МПК, попали в логопедические группы. Другая заведующая сказала, что действительно, несмотря на то, что ребенок остро нуждается в логопедической группе, из-за отсутствия мест он может туда не попасть. В комитете образования не стали отрицать, что логопедические группы в садах переполнены и что в некоторых группах есть «лишние» дети.

Что делать, если вашему ребенку не предоставили место в логопедической группе

Если в результате заключения МПК ваш ребенок нуждается в логопедической группе, но места не предоставили, то родителям следует обратиться в отдел образования или в комитет образования, а лучше в обе инстанции. Сделать это лучше всего в письменной форме, принести туда заявление и зарегистрировать, если нет возможности сходить лично – можно отправить почтой. В обращении подробно рассказать о своей проблеме, указать свои данные и данные ребенка, контакты. С вами свяжутся и предложат варианты решения проблемы.

Если ответа вы не получили, то можно обратиться в различные Центры психологической помощи (в каждом городе они есть) и пройти независимую МПК у них, также они дадут вам советы, как действовать дальше. Также они могут предложить своих специалистов для занятий с ребенком.

Если после всех мероприятий все-таки в логопедическую группу вы не попали, то нужно найти частного логопеда и водить ребенка к нему на занятия не реже 2-х раз в неделю. Если МПК рекомендовало обратиться к психологу, то нужно искать и его.

Советы родителям

— С первых дней жизни ребенка постоянно разговаривать с ним, петь песенки, частушки, потешки, рассказывать стихи, скороговорки, поговорки и т.п. Основной пассивный словарный запас ребенка формируете именно вы. Чем больше вы разговариваете с ребенком, тем быстрее он усваивает речь и начинает говорить.

— Обращать внимание на то, как развивается речь ребенка, тревожными сигналами служит уклонение от общения, невключение в эмоциональный контакт, замкнутость, чрезмерная спокойность.

— Интеллект «находится» на кончиках пальцев, это означает, что уровень развития речи напрямую зависит от степени развития моторики, старайтесь приобретать «правильные» игрушки, которые развивают пальчики: конструкторы, мозаики, пластилин, волчки, «змейки», различного рода проволоки (их можно купить в хозяйственном магазине), ежики, спиральки.

— Развивать речевой аппарат с помощью мыльных пузырей, воздушных шаров.

— Стимулировать речевые центры головного мозга на голове ребенка — массажировать специальные точки, которые находятся над ушами (примерно 1-2 см).

— Не допускать злоупотребления ребенком гаджетами (планшетами, iPod, МР3-плейерами, фотоаппаратами, смартфонами и т.п.), компьютерами и телевизорами.

— Каждый день читать ребенку книги (минимум 1 раз в день), учить стихи (наш психолог рекомендует произведения Агнии Барто).

— Сохранять спокойный эмоциональный фон в семье.

— Не стоит бояться врачей и страшных диагнозов. Лучше раньше разобраться и решить проблемы, чем в начальных классах пожинать плоды своего бездействия.

— Не стоит также не замечать проблему и не стоит ждать чуда. Нужно просто начать действовать.

— Как можно меньше доверять интернету и не заниматься диагностикой своего ребенка в одиночку.

— Не обращаться к бабушкам-знахаркам, а вести ребенка к конкретным специалистам. Если ребенок не заговорил в 3 года, то обязательно показать его: неврологу, психологу, дефектологу, логопеду, проверить слух, сделать нейросонографию (УЗИ головного мозга).

— Не ждать, когда ребенку исполнится пять лет (как рекомендуют некоторые врачи).

— Не стоит также «хватать» ребенка и ехать обследовать его в крупный город, — вы потратите лишние силы и средства. Сначала нужно обратиться к местным специалистам. Если все же потребуется дополнительная диагностика ребенка, то можно провести ее в другом городе на современном и точном оборудовании.

— Не стоит бояться медико-педагогических комиссий, необходимо знать, что без вашего согласия ребенка никуда не отправляют и ничего за вас не решают.

— Знайте, вы не одни в этом мире, не замыкайтесь в своей проблеме, справиться вам помогут. Ищите родителей с такими детьми, общайтесь, обращайтесь в разные центры.

— В Интернете все же есть и полезные группы, в которых мамы «молчунов» делятся своими проблемами, рассказывают, у каких врачей были, какие пути решения им предложили. К примеру, на сайте «Страна мам» есть такое объединение «Проблемы речевого развития», его администрирует логопед-практик Елена (ник Фаня), к ней можно обратиться с волнующими вопросами. Также в группе можно почитать статьи о задержке речевого развития детей, как с ней бороться и другую полезную информацию. Участники группы выкладывают учебные пособия для детей, книги, тетради занятий с ребенком, логопедические азбуки и т.п.

Прежде, чем поставить точку, родителям нужно напомнить, что никто, даже самые хорошие специалисты и педагоги, не будут заниматься с их ребенком лучше, чем они сами.

Фото из интернет источников

Помощь в подготовке материала оказали:

психологи, логопеды, заведующие детскими садами, специалиста комитета образования и другие.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − 2 =