Рыжая LimaGi без шапки! (о мастере по вязанию шапочек из Украины)

О людях 

Беседу с мастером LimaGi я решила начать цитатой слов Марины:
«Расскажу историю моего ника. Изначально было ЛиМа (ЛИтвинова МАрина). Об интернете тогда и речи не было, подписывала таким псевдонимом свои стихотворения, потому как знала, что в жизни придется сменить фамилию. Некоторые друзья до сих пор так называют меня. Но поскольку точно так же звучит название столицы Перу, а еще на каком-то сайте нельзя было регистрироваться на русском, а Lima уже было занято, появилось LiMaGi («лимаджи», ударение делаю на последний слог, хотя многие и читают как «лимаги» ). «Gi» от слова «ginger» (рыжая), так как последние несколько лет я крашусь именно в этот цвет. Одну заглавную букву пришлось убрать при регистрации на «Осинке», поскольку там нельзя в нике больше двух заглавных. Ну, и из-за того, что творчество свое начала показывать там, и благодаря этому развиваться, так и осталось. Логотипчик себе сделала уже позже, когда точно определилась в своих целях. На нем есть солнышко (меня так называли друзья в универе), которое еще напоминает ромашку (а ромашек в моих изделиях довольно много)… В каждое свое изделие я вкладываю частичку своего сердца».

А теперь предлагаю посмотреть фото с изделиями Марины Трикоз (LimaGi, фото Марины).

image (1) image (2) image (3) image (4) image (5) image (6) image (7) image (8) image (9)

— Здравствуйте, Марина. Вы помните, как и с чего началось ваше увлечение? Что вас привлекло? Почему выбрали именно вязание крючком?
— Я скажу не в целом за вязание, а именно за шапоманию. Помню начало очень хорошо. Случайно во время декрета наткнулась в соцсети на мастерицу, вяжущую на заказ. Тогда это было еще редкостью. И подумалось мне, что ж самой не попробовать — вязать то крючком умею со школы. Деньги семье нужны были, а это позволяло находится с ребенком дома. Мне тогда ее подборка фотографий с интернета головных уборов показалась такой захватывающей, ловила челюсть с пола — все хотелось перевязать! Это теперь я понимаю, что разнообразие дизайнов и узоров намного больше и на многое я уже абсолютно ровно дышу. Но тогда толчок к действию был мощным. Через пару лет опять зашла к ней на страничку мысленно сказать «спасибо», но вязанием она уже не занималась, перешла на другой вид заработка. Я ей очень благодарна по сегодняшний день! И рада, что теперь тоже заражаю людей рукоделием.

— Почему создаете именно шапочки, а не, к примеру, платья для девочек?
— Я устаю от однообразия в работе не только в отношении одинаковых изделий, но и просто от узора в полотне. Большую вещь мне нудно вязать, я теряю интерес и заканчиваю ее уже через силу. Это сейчас я могу вязать новую модель головного убора месяц-два, а раньше по фото (без съемки процесса и записей для описаний) изделие вязала пару рабочих дней, ну максимум неделю. Поэтому и выбрала вязание мелкой формы и никогда не делала полные повторы. Изначально планов было больше и в список входили разные аксессуары, в том числе сумки и украшения. С пинетками любовь не сложилась, хватило меня на три пары — все время боялась прогадать с посадкой на ножку. Ну и как-то за полгода вязания уже точно поняла, что мое — это только головные уборы. К тому же пришла уверенность, что лучше развивать что-то одно, чем хвататься сразу за все. А после приобретения манекенов пропало переживание промахнуться в размере без примерки. Да и заказчики, мне кажется, легче всего решаются заказать головные уборы ручной работы. Не только потому что существует проблема подбора шапок к конкретной верхней одежде, но и потому что эта вещь всегда на виду, привлекает к себе внимание и оправдывает, таким образом, свою стоимость. Даже шапки ручной работы не каждый может себе позволить купить, а уж крупные вещи тем более, т. е. спрос однозначно будет меньше. Хотя с другой стороны, если мама пришла за шляпой дочке, то к ней она с большой вероятностью может заказать сарафан и сумочку — и оплата за комплект будет значительно выше ))

— Сколько лет вы занимаетесь любимым делом?
— Учу вязанию головных уборов крючком четыре года, с полгода до этого просто вязала шапки на заказ. Три года назад, в очень тяжелый период моей жизни, начала брать плату за описания моих изделий, т. к. слишком много времени стало уходить на них. Но при этом продолжаю до сих пор давать подробнейшие бесплатные уроки с личными наблюдениями и выводами по шапомании. Вообще вязать крючком умею около двадцати лет, сейчас мне тридцать три года. До болезни шапками лет пять перерыв был в вязании — мне проще было купить себе готовую вещь, а заказы раньше я вообще не брала. Многие спрашивают, как я научилась так плотно вязать. Честно, это не от опыта, у меня с самого начала были тугие ровные петельки.

— Учились ли вы вязанию специально? Посещали ли курсы по рукоделию, мастер-классы и т. п.?
— После того как на уроке труда в школе одноклассница мне показала как вязать основные виды столбиков и петли — больше ни у кого не училась. Но пару книг и несколько еще советских журналов у меня были, что-то почерпнула из них. Какие-то общие правила по вязанию круга и, вообще шапок, отыскала в интернете. Но информация была очень скудной, так что в основном решения и выводы приходили в процессе работы. И сейчас с радостью делюсь ими с другими. Вживую посещать курсы и мастер-классы в маленьких городах почти нет возможности, поэтому никогда не была, но сходила бы с удовольствием на такое мероприятие. Хотя теперь уже, если и говорить о таком в разрезе головных уборов крючком, то скорее выступлю учителем, а не учеником. Это в последнее время пошел бум на видеомастерклассы, а раньше, если они и были, то очень мало, да и скорость интернета не позволяла мне их смотреть.

— Это ваше основное занятие или хобби, которое приносит дополнительный доход?
— Это моя жизнь. Каждую возможную минуту я уделяю своему делу, жертвуя отдыхом и развлечениями — вяжу и пишу, вяжу и пишу. Никакого другого дохода у меня нет. А зарплаты в нашем городке не позволяют пока мужу обеспечивать семью полностью. Первые годы была в восторге, что мое увлечение стало работой и помогло приносить деньги в семью — пусть даже и совсем мало не в сезон. Сейчас понимаю, что даже хобби при постоянной нагрузке становится будничным трудом, на который часто надо настроиться. И не всегда он уже приносит радость, и тоже от него сильно устаешь. Иногда чувствуешь себя загнанной лошадью, хотя со стороны все может казаться простым — ведь видимый результат не показывает, сколько времени и сил в него было вложено. Хотя в целом я удовлетворена жизнью именно благодаря обожаемому делу. Потому что чувствую, что правильно реализовываю свой потенциал. К тому же оно позволяет мне находится в любимой семье все время и помогло познакомится с интересными людьми в разных уголках мира.

— Где черпаете вдохновение? С чего начинается создание новой модели шапочки?
— Специально нигде не черпаю, хотя встречала методики настроя на нужную волну. Это врожденная фантазия — бывает так попрет, что не успеваешь зарисовывать. Любой момент в течение дня может спровоцировать рождение какого-то дизайна. Даже в каракулях ребенка можно найти идею или в случайном взгляде на какой-то предмет. У меня появилась привычка в городе смотреть на все головы, потом записываю для себя интересные моменты — не для повторов, а для широты мышления. Ну, а если черпнуть героев мультиков, то тут вообще вариантов шапок бездна, хотя от вязания мордашек я сейчас и отошла, к сожалению. Чаще всего есть какие-то исходные данные, если вяжешь под заказ — вид головного убора, цвет и желаемый декор. От этого и отталкиваешься. Но самые интересные и приятные решения часто приходят при желании ликвидировать какой-то залежавшийся моточек или вообще остатки. Раньше листала каталоги узоров и понравившийся узор вписывала в нужную форму. Сейчас предпочитаю рисовать модель с нуля, а потом уже зарисовку воплощать в жизнь, подбирая нужные петли, столбики и расцветку. Но я совершенно не претендую на то, что делаю какие-то принципиально новые узоры, скорее вариации. Просто теперь я практически не привязана к готовым схемам, да и при подгоне узоров появились личные навыки и хитрости, которые упрощают процесс. Вообще в работах у меня чаще математический подход, нежели художественный.

— Что вам больше всего нравится в процессе создания изделия?
— Самое большое наслаждение — это созерцать уже готовую удачную работу на манекене ))) Но испытываю радость, и когда только придумываю новую модель, потому что уже тогда ее мысленно вижу. Удовлетворение приходит в процессе, когда понимаю, что получается так, как хотел. Раньше получала удовольствие от самого процесса вязания, оно расслабляло и успокаивало. Сейчас, наоборот, при монотонной работе, когда уже все рассчитано и надо просто вязать, мне становится скучно. Ну и так как неотъемлемой частью моих изделий являются сейчас описания, то облегчение испытываю по завершению этой, самой тяжелой и трудоемкой для меня, работы. Мне нравится рисовать схемы в программе, не зря в школе очень любила черчение. А вот текст писать мне напряжно и долго — ведь надо ничего не забыть и постараться доходчиво объяснить. Я очень к себе придирчива.

— Кто носит ваши изделия? Возраст? Пол? Социальное положение?
— Ну, при просмотре моего каталога видно, что это чаще всего детки. Обычно дошкольники, но часто старше и намного старше… вплоть до пенсионного возраста )) Мальчишкам заказывают намного реже, чем девочкам, мужчинам, вообще, как исключение. Владельцы шапок — разные люди по социальному положению. Это сейчас я могу назначить приличную цену, т. к. заказов не ищу, ведь стараюсь выделить время и на лично свои хотелки. А пока часто брала заказы, цены были вполне приемлемыми практически для всех. Очень много было подарено людям, к которым я хорошо отношусь, или отосланы по разным обменам среди рукодельниц. Пару раз вязала тяжело больным деткам, там и не поднимется рука взять деньги, семьи их достатком не отличаются.

— Почему вы не носите свои шапки?
— Ну, вы же сами знаете — сапожник без сапог ))) На себя никогда не хватает времени — откладываешь вечно на потом, потому что не успеваешь с заказами. Я даже сыну вяжу редко. Да и мне далеко не все головные уборы идут — и по форме лица, и по стилю одежды. Стандартная шапка в обтяжку, которая чаще всего вяжется крючком — в их числе. Я пока мысленно не подобрала себе полностью удовлетворяющую меня модель, чтобы захотелось связать себе любимой. Да и пока у меня есть, что носить, особого желания тратить время и силы на новое нет. Если позволяет погода на улице, я предпочитаю ходить вообще без головных уборов. К тому же, очень люблю спицевые шапки — меня ими обеспечили мама и подруги по интернету, спасибо им! Кстати, у меня есть мною связанная ушанка из самых первых работ — она неудачна по посадке, но помогла мне сделать важные для себя выводы в конструировании подобных головных уборов.

— Были ли у вас мысли заняться чем-то другим?
— Наоборот… много мыслей было, когда я бросала работу в офисе, меняя ее на это «другое» — сомнение и страх за будущее. Столько непонимающих удивленных взглядов было со стороны. Но мои родные поддержали меня, никто не осудил, хотя записи в трудовой у меня были хорошие и жаль было их прерывать. На данный момент сомнений нет — путь выбран и его придерживаюсь. Конечно, я осознаю, не гарантия, что мое дело всегда сможет мне приносить доход. Иссякнет ли разнообразие моих фантазий — тоже неведомо. Но творящееся сейчас в мире сильно поменяло мой подход к жизни — теперь надолго не загадываю, все в момент может быть разрушено, каким бы надежным будущее не казалось. Жизнь покажет. Сейчас я получаю удовольствие в работе — а это уже счастье. За что-то еще браться не буду — это как гнаться за двумя зайцами. А уйти полностью из своего дела, не рассказав и не показав все то, что хотел – это, вообще, глупо. Я даже выбросила из головы желание вязать еще и спицами. Собственно и принципы вязания я знаю, мама все детство мое вязала передо мной. Но уверена на все сто, что пока не воплощены мои идеи крючком, не стоит отвлекаться ни на что другое. Тем более что с каждой работой понимаешь, что открываются новые и новые горизонты — творить и творить.

— Мы знаем, что вы увлекаетесь фотографией. Вы сами снимаете свои изделия?
— «Увлекаюсь» не совсем точно… Раньше получала наслаждение «ловить кадры», скажем так. Люблю рассматривать чужие красивые фото, читать про процесс. Но я пока совершенно «не в теме». Я даже не начинающий фотограф, я просто фотографирую, потому, что есть чем. Наверно, знаете пословицу, что с приобретением скальпеля хирургом не становишься. Она про меня. Но свои изделия снимаю сама. Расстраиваюсь, когда не получается что-то, потом долго корректирую в программе цвет и яркость. Какие-то личные наблюдения и навыки уже есть. Но лишь потому, что они очень и очень сырые и не «правильные», я не учу пока других.

— Каковы успехи в фотообласти? Учитесь ли фотографировать? Если да, то где?
— Самым большим наглядным результатом на моих фото стал переход со съемки изделий со вспышкой дома на улицу в места с подходящим естественным светом. К тому же подобрала удачный фон для цветопередачи. Но это было давно, когда еще фотографировала мыльницей. В остальном продвижений особых нет, на мой взгляд. Но конечно, мои фото чаще всего выглядят лучше тех, которые сделаны мобилкой на фоне разбросанного белья. Никого не хочу обидеть, через эти ошибки сама прошла. Была у меня большая мечта стать фотографом. Казалось, что могу ловить момент и ракурс. И брат сделал мне шикарный подарок в виде хорошего зеркального фотоаппарата и сопутствующими товарами. А подруга подарила лайткуб для съемки изделий — правда им не пользуюсь пока, потому как совершенно нет познаний в правильном его освещении. Вот и учусь… но очень медленно, урывками. В интернете куча сайтов и курсов по фотоделу, а еще и у фотика инструкция на триста страниц — так что проблемы найти материал пока нет )). Конечно, хотелось бы вживую посетить мастер-классы, но у нас такого не встречала. Меня угнетает то, что я не использую все возможности камеры, а только пару автоматических режимов. Но после однообразных утомительных съемок моих вязалок, я даже сына теперь реже намного снимаю — пропал запал. Верю, что любовь к съемке опять вернется ко мне, как только изучу фотодело лучше.

— Кто вы по профессии? Какое у вас образование?
— По результатам выпускных школьных экзаменов поступила на «Финансы и кредит». Но, когда уже приехали в вуз оформлять документы, решила, что желание охранять природу больше, чем гнаться за более престижными специальностями — и переписала заявление. В результате получила диплом эколога и эти пять лет вспоминаю с ностальгией. Правда все обучение собиралась идти учиться дальше в аспирантуру и преподавать любимую специальность. Но после знакомства с будущим мужем планы поменялись, т. к. из этого города мне предстояло уехать. В конце обучения нескольких студентов вуза отправляли на стажировку в госучреждения, я осталась так работать на пару лет в областном управлении земельных ресурсов. Даже почетную грамоту получила )). Ну, а оттуда уже меня пригласили работать в частную фирму в городе мужа. С госслужбой я просто больше не хотела связываться — для меня это скучная статистика. Так что, можно сказать, что по профессии я землеустроитель, хотя работала только в офисе с документацией и профпрограммами.

— Как учились в школе? Участвовали ли в общественной жизни класса? Чем увлекались? Какие кружки, секции посещали?
— Была отличницей и активисткой, старостой класса перед выпуском. Росла в период перестройки и выбор кружков был довольно скуден. В младших классах занималась шахматами. В средних — некоторое время изготавливала цветы из ткани. И все года постоянно была погружена в художественную самодеятельность на уровне класса и школы — пела, танцевала, участвовала в постановках. Танцами просто бредила, но заниматься этим профессионально не было возможности у нас, хотя была постановщиком нескольких любительских номеров. Даже сейчас единственная любимая программа на ТВ — «Танцуют все». Все равно этим болею, и мне очень жаль, что у нас в городе для взрослых нет подобных кружков. В студенчестве еще писала стихотворения. Единственное, о чем жалею в жизни, что отказалась пойти в музыкальную школу на фортепиано. Хотя просто балдею от прослушивания игры на гитаре. А вот спорт — это не мое, хотя пробовала заниматься в секции. Единственное, что меня увлекало всегда — плавание, но бассейна в городе тоже не было.

— Мы знаем, что у вас есть сын, чем он занимается? Есть ли у него серьезное хобби?
— Думаю, что в шесть лет еще рановато говорить о серьезном хобби. Да и он у меня очень шустрый и неусидчивый. Из творческо-игрового единственное, что его может занять на какой-то час — это «Лего». Он собирает не по инструкциям, а выдумывает в процессе сам. Вот на днях начала учить его шахматам, у меня и книги остались с моего детства — пока очень нравится. Но он не любит начинать партию с начала, а сам расставляет фигуры по полю вразброс, а потом играем до мата. Пробовали ходить на детские танцы — не его это. Хотя мечтаю поводить его еще на брейк-данс, любит крутиться на полу, вдруг заинтересуется. Очень любит ходить с папой на рыбалку и у него уже были первые уловы. Благо, пруд у нас под домом. Просил меня как-то научить его вязать крючком, но я решила, что это больше для девочек. Зато может мне рисовать на бумаге наброски шапок )) А еще начал проявлять интерес в готовке и любит сочинять «рецепты», чтобы мы их записывали.

— Почему вы не афишируете, что отлично вяжете не только шапочки? Почему не показываете свои платья и сарафанчики для девочек?
— За «отлично» спасибо, конечно! Догадываюсь, какой модели адресован. А вообще, не афиширую, потому, что их не вяжу. Исключением являются подарки на дни рождения моей племяшке. Но это было пару сарафанов и костюм, хотя фото показывала только одного сарафана. Вязала их, потому что надо было, а не потому, что хотелось душе. Я чувствую, что могу и в этом виде одежды делать что-то интересное, в голове рождаются идеи… но я их даже не стремлюсь зарисовывать, потому как понимаю, что вязать не буду. Дарила бы кому-то для воплощения, но всех же своих мыслей в двух словах не донесешь, а время терять не хочется. Свое увлечение шапками я могу назвать именно болезнью, на другое не тянет.

— Какая вязаная вещь, по вашему мнению, является личным достижением?
— После того, как свяжешь что-то сложное или с интересным узором, появляется ощущение, что сделал что-то значимое в своей деятельности. Но, спустя время, это ощущение стирается и изделие становится в ряд с другими. Я люблю каждую свою работу, поэтому мне всегда сложно какую-то выделить из них. В прошлом году особенной для меня стала шляпа «Молитва». Сейчас заканчиваю шляпу с маками… очень долго ее вяжу — тоже будет ощущение облегчения и наверно гордости от выполненной работы.

— Что вы делаете, если что-то не получается?

— Раньше злилась. Мне всегда жаль впустую потраченного времени. Теперь каждый раз мысленно благодарю Бога за подсказку. Ну, может, кто-то назовет это интуицией. Надо прислушиваться в такие моменты. Я знаю, что если у меня что-то не получается на данном этапе, значит я где-то допустила ошибку или что-то неправильно спланировала дальше. Если упускаю этот момент — буду переделывать потом. Могу отложить вещь на долгое время, есть, по паре лет лежат недовязы — позже обязательно придет более удачное решение. Раньше не могла распускать, если промахнулась с размером — мне было проще довязать так для продажи и связать затем новое. Сейчас к распусканиям отношусь гораздо проще, бывает по несколько раз на разных этапах, чтобы схему сделать более качественно. Потому как, если закрался грех, то потом это увидят вяжущие по моим описаниям.

— Работы каких мастеров вы считаете уникальными и неповторимыми?
— К своему стыду, совершенно не ориентируюсь в направлениях моды и не слежу за какими-то выдающимися мастерами. Даже за шапочными темами не успеваю теперь, хотя раньше каждодневно смотрела. Среди шапочниц прям уникальных и неповторимых работ крючком не припомню. Мы все близки, ну, с некоторыми отступлениями — одна работа интереснее, другая попроще, третья достойна восхищения, в четвертой есть какая-то особая «изюминка». Но чего-то кардинально выделяющегося не встречала… а может, мои ощущения уже притупились от количества увиденного за эти годы. Раньше испытывала восторг от работ в технике ирландии и фриформ, точнее от количества вложенного труда и художественного мышления мастериц. Теперь чаще всего в таких работах нахожу винегрет — когда есть набор деталей и никакой композиции. Но есть мастера, изделиями которых восхищаешься безмерно! Но не всегда знаешь имена, а просто натыкаешься на шикарное фото в интернете. Для меня одним из самых ярких впечатлений, которые крепко отложились в голове, стали работы мастерицы bim на конкурсах Осинки. Да, могу их назвать уникальными и неповторимыми. Среди лично знакомых мне мастериц, с которыми общались в одном кругу, тоже очень много талантливых. Но работы осинки belochka особенны! Техники, которые она применяет, сложны и замысловаты. Про качество, вообще, молчу. А сколько мастериц по вязанию игрушек творят чудеса! Наверно, полистав сейчас интернет, я бы очень сильно расширила список своих фаворитов, но с ходу пришли в голову эти имена. Смотря на таких мастериц, понимаешь, что тебе еще ой как далеко до совершенства ))).

— Какие журналы по вязанию (кроме «Дуплет») вы читаете? Выписываете? На каких рукодельных сайтах часто бываете?
— «Дуплет» я выписываю больше для коллекции, чем для использования его материалов. Но, безусловно, журнал для меня самый вдохновляющий. Момент получения его — это маленький праздник, хочу, чтобы эти эмоции и оставались в рутинной жизни. И постепенно собираю все старые выпуски. Такое вот проявление хомякоза )). После получения пролистываю, получаю удовольствие и ставлю на полку к другим номерам. Если раньше пересматривала для поиска новых узоров, которые можно приспособить на шапку, то сейчас это потеряло актуальность, интереснее стало воплощать свои фантазии. В общем-то, журналы и книги по вязанию меня уже давненько не интересуют, большинство попавших ко мне уже передала маме.

Не бываю ни на каких рукодельных сайтах специально. После того как ушла с «Осинки», ими не интересуюсь вообще. И не потому, что не хочется, а банально жаль выделять время на то, что в общем-то в своей работе использовать все равно не буду. Это ж затягивает безумно, потом сидишь и листаешь разные темы и группы. Но если случайно натыкаюсь на интересный материал в интернете, то просматриваю фото с удовольствием. В Стране Мам состою в группах по вязанию, но отслеживать новости давно уже перестала, опять же из-за времени. Лишь иногда выделяю себе минуты для релаксации, чтобы полистать и отвлечься.

— Какая у вас самая любимая книга?
— О, это вы мне прям на больной мозоль наступили. Перестала читать вообще художественную литературу. И не потому, что не люблю читать — обожаю! Вот в школе дня не проходило без десятков прочитанных страниц. Последнее, что запало мне в сердце еще в институте — была книга Пауло Коэльо «Алхимик». Случайно попала ко мне в руки, а потом уже на нее пошла мода. Над многим заставила задуматься. Сейчас, если и читаю, то только что-то познавательное. Ну, детские сказки вслух не в счет ))). Я все пытаюсь как-то войти в график, чтобы выделять время и на чтение для себя, для души. Но тогда понимаю, что у меня еще куча не прочитанного образовательного, что мне пригодится в работе. Поэтому остальное уходит на задний план, к моему большому сожалению. Хотя… может, просто до сих пор не умею правильно организовать себя.

Чья была идея создания отдельной группы на сайте «Осинка»? Кто подсказал вам создать собственный сайт? Где больше аудитория на «Осинке» или на личном сайте?
— Это были не идеи, а необходимость. Нет, никто не подсказывал в данном случае, как-то все происходило интуитивно. На момент открытия темы на «Осинке» у меня даже не было подруг по рукоделию. Но я уже видела, что могу учить, могу подсказывать и толково записывать свои наблюдения и упорядочивать материал для других. А разглагольствовать в общей теме было как-то неуютно, не каждому ж могут понравится мои словесные излияния )). А еще первый раз в конкурсе участвовала и получила много добрых слов. Как-то и захотелось иметь свой «домик». Но там я не только учила, часто просто общалась с подругами. Сейчас большую часть написанного нами удалила бы совсем из темы, если бы это было возможно. Эмоции и события проходят, и смотришь на многое по-другому. Душу навыворот теперь не раскрываю публично, а то бывают любители туда поплевать. Про проблемы тоже стараюсь молчать и решать их сама. Мне даже на основании написанного одна дама присвоила статус депрессивной особы, хотя в реале мне обычно наоборот говорят. Просто пережитое мною в те годы не позволяло мне особо радоваться жизни в моих постах. Но мои эмоции — они только мои и не должны негативно влиять на других, в этом я согласна. На своем сайте не стала делать «болталку» — это место чисто для работы.

И вот чем больше разрасталась тема, тем я четче осознавала, что так больше не могу. Приходили новенькие и даже не вводили в поиск свой вопрос. А я реально устала отвечать на одно и то же. Было огромное желание все разложить по полочкам — так, как я этого хочу, доступно и наглядно, чтобы при вопросе можно было отправить человека в конкретный раздел. К тому же, на каждом форуме и в соцсети есть какие-то ограничения — об одном можно говорить, о другом нельзя, материал выдается в строго определенной форме, нельзя поменять его порядок, а часто и просто отредактировать. Хотела быть сама себе хозяйкой. Дизайн и структуру сайта прорабатывала сама, а воплощал — специалист. А уже в процессе, когда с программистом пришли к тому, что и оплаты за описания можно сделать автоматическими, то конечно, сайт еще больше утвердился в моей голове.

Я не знаю, как можно сравнить по аудитории тему и сайт, так как таких счетчиков нет. Но уверена, что в людном месте всегда проще оказаться на виду. Так что однозначно тема была популярнее и выгоднее для «известности». Там за четыре года 3,5 миллиона просмотров, при том, что последние полтора года тема закрыта. А на сайте за два года только миллион просмотров. И «лайков» в теме всегда больше было, хотя это далеко не показатель количества увидевших и оценивших работу. Вот на сайте я и сделала доступными обучающие материалы только для зарегистрированных пользователей — чтобы видеть число людей, которым это полезно и интересно. Уверена, что он всегда будет отставать по просмотрам от каких-то общих рукодельных ресурсов. Потому что я не тяну на него информацию со всего интернета — там только мое и только по головным уборам крючком. Я никому не советую начинать со своего сайта, разве что вы умеете его раскрутить с нуля. Лучше в него уже вкладывать деньги и силы, когда ты уверен, что за тобой пойдут люди. По заказам клиенты вообще легче всего обращаются там, где зарегистрированы, поэтому для меня соцсети в этом вопросе вне конкуренции.

— Ваши читатели и поклонники, какие они, как вы думаете?
— Вообще, не люблю слова «поклонники» в отношении себя, я же не поп-звезда )) «Читатели» мне ближе, ну может, «почитатели» моего творчества, если говорить об изделиях. Обычные люди — как и я, как и Вы. Каждый со своими плюсами и минусами. У всех совершенно разные вкусы. Одно, что их объединяет — интерес к головным уборам крючком. Если человек болеет рукоделием — то это уже большой плюс ему. Кто-то лучше вяжет, кто-то хуже, кто-то быстро, кто-то медленно. Это молодые мамочки и бабушки, домохозяйки и люди при должностях, вяжущие на заказ и работники совсем не творческих профессий. Кое-кого из опытных мастеров по вязанию было даже неожиданно увидеть у себя в гостях и очень приятно. Но больше всего начинающих. Если о человеческих качествах… Я могу судить только по проявлению их ко мне, поскольку по душам мы не общаемся. Одни очень благодарны словесно и эмоционально, другим лень поставить и «лайк» за полезный для них материал. Кто-то хочет знать автора изделия или урока, кому-то это, вообще, по «барабану», а есть и желающие на чужом материале раскрутить свой ресурс или страницу. Я получала в личку такие откровенные истории, как рукоделие вытянуло их из черной полосы, что наворачивались слезы. А были случаи, когда задавали вопросы и хвалили, а потом за спиной обсуждали и делали мне гадости. Были даже обвинения в заносчивости и жадности, если возникал спор о моих правах, как автора в отношении моих схем и мастер-классов. Бог рассудит, кто прав. Я по максимуму весь свой опыт доношу до других и разрешаю использовать все свои фото изделий для примеров. Стараюсь не отказывать в помощи никогда, хотя дефицит времени постоянно. Мне стыдиться нечего. То, что мной достигнуто, на голову мне не упало, я тружусь с утра до ночи. Наглости и хамства не переношу, спасибо, что такое встречается очень редко. Все-таки от общения с читателями на порядок больше положительных эмоций, чем негатива. По жизни верю в то, что хороших людей на свете намного больше, поэтому изначально ко всем отношусь с открытым сердцем и добродушием. Многие девочки помогли мне пройти через жизненные трудности и стали моими приятными собеседниками и даже лучшими друзьями. А так как живу в селе и круг общения очень ограничен в реале, то для меня это очень важно.

— Почему вы выбрали бизнес «продажа описаний», а не «вязание на заказ»?
— Знаю-знаю, многие ждут услышать, что за это можно намного больше получать. Да, можно, не спорю. Но только если вы еще станете маркетологом или наймете для раскрутки кого-то. А мне пока не до этого как-то — больше хочется творить, а не заниматься торговлей. И в том, и в другом деле, если не будешь трудиться в полную силу, особо не заработаешь. Когда начинала, могли быть месяцы практически без покупок. А выбрала такой заработок, потому что он больше подходит под реализацию моих способностей и интересов. Так я имею возможность заниматься любимыми делами — учить и создавать новое. Плюс — больше свободы. Я решаю, в какой момент, что мне делать. С заказами мне сейчас сложно работать морально. Так как стала очень медленно вязать из-за проработки оформления изделий и не вкладываюсь в сроки — очень переживаю, что подвожу людей. Поэтому стараюсь просто избегать сделок. Хотя у меня есть клиенты, которые согласны ждать, причем без предварительного вида на фото. А еще это дело помогает оправдать вложенное в изделие время, даже если ему не нашелся покупатель. И я могу позволить себе просто подарить эту работу кому-то. В общем-то, к такому решению подвели обстоятельства, т. к. по сути, я этим и так занималась раньше, только полностью бесплатно.

— Есть ли у вас партнеры по бизнесу?
— «Бизнес» как-то очень громко сказано )). Партнеров в прямом смысле, когда есть общий вклад и общий доход, пусть и в разных долях, у меня нет. Все по максимуму делаю единолично, из-за этого очень медленно. Но есть человечек, назовем спонсором, который помог мне покрыть материальные расходы на создание сайта, помимо подарков мне для рукоделия. Спасибо большое ей! Наверно я настолько дорожу тем, что это дело лично мое, это часть моей души, что не хочу в него никого пускать. Хотя и понимаю, что специалист по раскрутке помог бы мне очень поднять доход. Я бы с удовольствием взяла себе помощниц, чтобы ускорить процесс вязания и описания моих моделей. Но я ведь не могу дать им свои руки и голову. Связать за меня вещь… она не выйдет моей, да и на каждом шаге, может, нужна будет моя подсказка или корректировка расчета, да и различие в плотности вязания тоже надо учитывать. Сделать за меня описание… вязала и запоминала я, неряшливые наброски для схемы мои, выводы в моей голове, передать это все сложно, все равно самому писать придется. Я и схемы рисую в программе сама, чтобы контролировать их правильность, я же чувствую весь процесс. Хотя до этого мне было прислано предложение со стороны в этом вопросе. Но я нанимала программиста для создания сайта и сейчас сотрудничаю с переводчиком на английский язык — в некотором смысле это тоже партнеры. Но плачу я за конкретно выполненную работу, а не процент от продаж. Да и не сказать, что это совершенно чужие мне люди, мы до этого уже в жизни плотно пересекались.

— Какую роль в вашем деле играет муж?
— Муж играет роль мужа ))). Он не умеет выражать свои эмоции многочисленными эпитетами, хотя от него достаточно одобрительного кивка или фразы, что что-то не так. Но все, что может сделать он физически — отправить, получить посылки, даже срочно купить пряжу в магазине — всегда делает. Пару раз давал трубку продавщице, чтобы я объяснила, что хочу. А еще вечерами после своей работы часто сам укладывает ребенка спать и в выходные забирает его во двор возиться по хозяйству. Этим освобождает мне время для моей работы. А вот мама мужа, поскольку мы живем вместе – вообще, моя поддержка и опора. Муж-то на работе, а она всегда рядом. Она не только старается взять на себя больше дел по дому, чтобы я имела возможность поработать во благо семьи, но и в курсе всего, что у меня происходит — что и кому вяжу, что планирую, что понравилось из моих изделий мастерицам, что расстроило меня, что я купила для хомячьих запасов… С самого начала относится к вязанию не как к развлечению моему, а как к полноценной работе, за что ей огромное спасибо! Часто к ней подхожу за мнением — а так сделать или так. Не всегда у нас мнения сходятся, и я все равно могу сделать по-своему, но в любом случае, это мне помогает определиться. Она искренне восхищается и гордится моей работой и жалеет меня, видя сколько времени, я на это трачу. Вообще, спасибо всей моей семье, очень люблю каждого из них! Мои родители вложили в меня большинство моих умений, от их золотых рук и светлых голов, наверно, при рождении что-то перешло и ко мне. А мой младший брат во многих вопросах дал мне нужные разъяснения, так как сам занимается бизнесом по интернету.

— Были ли вам интересные бизнес-предложения со стороны? Какие?
— Ну, вот опять слово «бизнес» меня смущает, скажем «деловые предложения». Было когда-то предложение вязать украшения для промышленных шапок, т. е. можно было придумывать свое и набрать команду вязальщиц для исполнения необходимого количества. Но, вникнув в это дело, я отказалась. Потом с другим человеком был разговор о наборе группы вязальщиц, чтобы продавать в дорогих магазинах большого города работы по моим дизайнам. Это разговором и осталось, но я бы и не хотела заниматься подбором людей, т. к. только за свое качество работы я могу поручиться наверняка, хоть чаще всего и вижу уровень вязания по фото. Оба предложения были из Москвы. Но не мое все это. Ну, и постоянно шлют предложения по размещению рекламы на моем сайте. Но для меня это табу, терпеть не могу мигающие отвратительные навязчивые картинки по бокам основного текста, а часто и в нем. Ко мне приходят не за этим, а «урвать копейку» — не смысл моей жизни.

— Продолжаете ли вы свое образование? Чему учитесь и где?
— После окончания вуза была мечта получить второе образование по дизайну, психологии или рекламе. Так сказать, для души. Для нужды могла бы пойти учиться на юриста, переводчика или программиста. Но жизнь складывалась так, что выделять время и деньги на обучение не представилось возможным… а позже, и целесообразным. Мне не нужен второй диплом просто, как бумажка. Если я буду учиться, то только из-за знаний. На заочном — это маловероятно, а уезжать от семьи для более весомого, не смогу. На данный момент те знания, которых мне не хватает для моего дела, можно вполне получить путем самообразования, чем я и занимаюсь при каждом удобном случае. Важные темы для меня сейчас — векторная графика, фотодело, реклама, развитие своего бизнеса. По этим пунктам информации в интернете предостаточно, было бы желание учиться, ну, и время конечно.

— Какие советы вы бы дали начинающим вязальщицам? А какие начинающим предпринимателям вязального бизнеса?
— О, сейчас целые курсы выходят… в паре слов всего не скажешь ))

Если только хотите научиться вязать крючком, свяжите салфетку. Там и разнообразные виды столбиков и нет риска промахнуться в размере. Я так начинала. Существует море уроков, в том числе и видео, как вязать основные элементы. Этого достаточно. Конкретные узоры будете разбирать в желаемом изделии уже. Хотите научиться вязать шапки, с удовольствием помогу.

Изначально серьезно относитесь к тому, что каждое ваше изделие должно быть достойным образом запечатлено на фото. Жизнь длинная, может пригодится для хорошей подборки, чтобы иметь возможность оценить ваш опыт и качество работы. Но даже если вы вязать на заказ и не будете, качественное фото и вам будет гораздо приятнее показать в интернете для получения оценок от соратниц по орудию труда, да и похвалы будет намного больше. И я не имею в виду покупку дорогого фотоаппарата. Делайте то, что в ваших силах. Подбирайте удачный фон и освещение, в первую очередь. Если берете заказ, лучше добавьте по срокам к нему еще денек-другой с учетом фотосессии, а не бросайтесь фоткать наспех со вспышкой на углу стола с грязной тарелкой после еды (встречала такое). Поверьте, это себя оправдывает. Если отдали вещь без фото, потому что горел уже заказ — считайте вы ее потеряли для своего творчества. Я очень жалею, что раздала так свои старые работы, но тогда у меня и не было цифрового фотоаппарата. Ваши фото — это единственное, что вы можете показать в виртуальном общении, никто ж не пощупает и не померяет через монитор. Советую изучить хотя бы минимальные возможности программ по обработке фото, чтобы корректировать яркость и цвет, а так же их подписывать своим именем. Море таких уроков есть в интернете и времени много не займет.

Не стремитесь закупить пряжу наперед на все случаи жизни — это большое, часто ненужное, вложение. У меня такая ошибка лежит уже четыре года. Вы не можете предвидеть, какой цвет и состав нужен будет для заказа. Ну, разве что купите самые ходовые цвета, для шапок это белый, розовый и серый. Не говорю уже о том, что пряжа может еще и надоесть, пока руки до нее дойдут. Я всегда старалась набрать несколько заказов и купить конкретную пряжу для них одним махом, чтобы один раз заплатить за доставку.

Здраво относитесь к качеству своей работы. Я понимаю, что время может быть потрачено у авторитетного мастера и у начинающего одно и то же. Но даже если вид изделий будет совершенно одинаков, известный мастер уже имеет «основания» поднять цену за свое имя. Поэтому не надо равняться сразу на самые высокие цены, я тоже начинала с малого. Все приходит со временем. Для гарантии, что заказ не сорвется, можете наперед брать полцены изделия или покрывать затраты на материалы. Имеете полное право, это нормально. Просите оставить отзыв после получения изделия. Это не значит, что вы выпрашиваете, просто пришлите ссылку заказчику, где можно оставить пару слов, если у него есть такое желание. Ему пять минут времени, а вам большой плюс к «авторитету». Могу судить по «Ярмарке мастеров», что на количество отзывов у мастера смотрят очень часто.

Не ждите, что заказы сразу повалятся вам на голову, над этим надо работать. Какое-то время вообще может только вкладывать, а не получать. Если хотите иметь клиентов, рекламируйте себя, не стесняйтесь. Не надо себя навязывать, но надо о себе сообщать. Чем больше охватите мест с «объявлениями» о себе и чем больше и интереснее будет ваш каталог, тем выше шансы не остаться без заказов. На первом месте должны стоять ваши работы, чтобы заказчик видел, на что вы способны в плане мастерства исполнения. А потом уже все фото с интернета и журналов для примеров. Имейте в виду, что автор каждого фото имеет полное право быть против того, что вы его фото используете, и это оговорено в законах. Лучше спросить его. Если он написал, чтобы вы убрали размещенное фото — не надо спорить, он прав, это его труд, вы проживете и без этого фото. Всегда подписывайте под каждой фотографией, что оно из интернета — я сама раз прокололась, подумав на сбор фото, что это все сделал владелец странички, правда, не в вязании. С опаской относитесь к применению собой слов «эксклюзивное» и «авторское». Объяснять не буду, полное понимание приходит со временем. Я их сейчас вообще избегаю.

А еще старайтесь правильно планировать время. Не нагребайте заказов под завязку, т. к. всегда случается что-то непредвиденное. Лучше вы потом кому-то раньше сделаете, чем позже рассчитанного срока. Да и за потоком срочных заказов… просто жизнь проходит мимо. Нельзя уйти полностью от семьи в свои клубки )). Ну, и если хотите иметь больше времени — отключите интернет на день и только вечером проверьте почту, читая только нужное по вашей работе.

Ну как-то так )))). Удачи каждому в своих желаниях и начинаниях! Верьте в себя! Вяжите в удовольствие и легких вам петелек!

— Марин, спасибо вам за обстоятельный рассказ о себе! И за то, что нашли для нас время!

Все работы Марины можно посмотреть на ее личном сайте: limagi.ru

(Это интервью Марина дала мне для группы «Ивушка» на сайте «Страна мам» в 2015 году, также материалы есть на ее личном портале).

Ролик «120 шапок от LimaGi» можно посмотреть здесь:

https://www.youtube.com/watch?v=A7mMVzp-fgw
Автор : Марина Трикоз

 

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 + 18 =